Мифы о воспитании
Мифы о воспитании
Фото

 

 

Сколько человека не воспитывай,

он все равно хочет жить хорошо

 

Борис Замятин

 

Миф 1. Детей надо воспитывать

 

Этот миф достаточно устойчив в сознании многих родителей. Под вос­питанием чаще всего понимают "говорить, как правильно надо поступать", "учить жить", "прививать правила и нормы", "объяснять что хорошо, а что плохо", "научить подчинятся", "на­казывать за неподчинение", "конт­ролировать и оценивать". Многие родители убеждены, что без выше­перечисленных действий их ребе­нок никогда не сможет стать "хоро­шим человеком".

 

К тому же они опираются на свой детский опыт: "меня же воспитывали, вот и вы­рос". И, правда, вырос, только те­перь невозможно проверить, кем мог бы стать, если б не воспитыва­ли, а просто любили.

 

Чтобы вырос счаст­ливый взрослый, вполне достаточ­но родительской любви, подлинно­го интереса и участия в жизни ма­ленького человечка, и модели счастливой жизни самих родите­лей, с которой ребенок мог бы брать пример. Если вы даете подзатыльник своему малышу со словами: "больше никогда не оби­жай маленьких", то не стоит ожи­дать, что сын прислушается имен­но к словам, а не к полученной только что затрещине.

 

Дети воспитываются не на сло­вах, которые рассудительный роди­тель пытается вложить им в голову, а на моделях. Таким образом, если вы хотите вырастить "хорошего" ре­бенка, будьте хорошими сами. Хо­тите, чтобы он был счастлив, задай­те себе вопрос: "счастлив ли я?" и ответьте себе на него честно. А по­том уж можно взяться за воспита­ние... желательно самого себя.

 

Миф 2 - Детей надо постоянно контролировать.

 

В основе этого мифа, как прави­ло, лежит родительская тревога и неверие в позитивную структуру ребенка, в его способность управ­лять собой и окружающим миром. В способность, которая природой былазаложена для того, чтобы дети росли и развивались, чтобы человек сохранился и выжил как биологи­ческий вид.

 

Надо сильно покале­чить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естествен­ная программа самосохранения, и он направленно нанес себе вред. Но если с младенчества контролиро­вать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он, конечно, отучиться делать это сам и передаст функцию контроля (а затем, как следствие, ответственности) родителям.

 

Каждому человеку важно уметь не только желать чего-то, но и уметь достигать желаемого. Это очень важный навык, который в счастливой жизни необходим. Фор­мирование этого навыка заклады­вается в детстве и возможно при условии, что часть контроля будет у самого ребенка. Бояться этого не стоит, потому что если малыша то­тально не контролировать, он сам начнет контролировать себя.

 

Миф 3. Детей надо усиленно развивать

 

Исходя из веяний моды, а иногда и соб­ственных амбиций, порой совсем еще маленькому ребенку родители предлагают слишком интенсивную программу интеллектуального раз­вития. В результате у детей и логи­ка не развивается в нужном объеме, и другие психические процессы отстают, страдает эмоциональная сфера, повышается тревожность, нервная система становится излишне чувствительной.

 

Если же дать ребенку возможность реали­зовывать свой естественный инте­рес к окружающей жизни, то он начнет прекрасно развиваться по заложенной в нем природой про­грамме. Важно только под­держивать в нем этот интерес: покупать игрушки, книги, краски, записывать в кружки и секции к тем учителям, которые любят детей, а не свой учительский авторитет. И не забывать о том, что главное для полноценного развития малыша - это родительская любовь, принятие со всеми его неудачами и «неумехами», только они наполнят ребенка чувством безопасности и доверия к миру и будут способствовать продвижению и полноценному развитию ребенка.

 

Миф 4. Ребенок — это" копия взрослого"

 

Малыш действительно также тревожится или злится, боится или любит, также сильно и также час­то, как любой взрослый.

 

Он, конечно, еще не знает столько "важной" информации о высшей математи­ке или политическом положении стран третьего мира, но его внут­ренний мир наполнен не менее "важными" событиями: радужные разво­ды в лужах, улыбка соседской де­вочки, туннели в сугробах, строгий взгляд учителя, инте­ресные камушки и прутики. Из все­го этого создается простой и гармоничный мир, где много ин­тересного и всегда может произой­ти все, что угодно.

 

Для маленьких "сейчас" — очень важно, потому что будущего в их жизни почти не существует. Шко­ла — это, когда я стану взрослым. В институте я буду уже старым, пос­ле института — столько не живут. Поэтому наивный родительский аргумент "в будущем тебе это при­годится" — не работает.

 

Ребенок может удивляться, безу­держно фантазировать, быть уве­ренным, что в жизни возможно все, т.е. то, что совершенно не уме­ют многие очень взрослые и очень умные люди. Поэтому дети — про­сто другие, в чем-то более чувстви­тельные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда ус­пеют стать.

 

Миф 5. Ребенку вредно делать то, что он хочет

 

Нас всех воспитывали в эпоху коллективизма, когда групповые ценности считались выше индиви­дуальных. Поэтому "думать о себе" было весьма зазорно. Мы все росли с большим словом "НАДО", с этаким непонятным долгом, грузом, кото­рый придавил крылья и мешал нам быть свободными и счастливыми. Некоторые родители, тревожась за своих детей, по-прежнему гово­рят: "Если он будет делать только то, что ХОЧЕТ, он не станет делать то, что НАДО". Некоторые из них не знают, что произвольность как пси­хическая функция обычно появля­ется у детей к 6—7 годам, и разви­вать ее раньше бессмысленно. Да и делать то, что НАДО гораз­до легче, если потом или до того есть время и место для того, что ХОЧЕТСЯ. Стоит помнить, что, удовлетворяя свои подлинные же­лания, мы обретаем смысл и энергию на то, чтобы жить дальше. По­этому человек, живущий только под грузом НАДО, часто психически истощен, грустен и депрессивен, и уже не может отличить собствен­ные желания от чужих, а значит, становится исполнителем чьей-то, вполне возможно, весьма "доброй" воли. И уж точно не живет своей жизнью.

 

Миф 6. На детей нельзя кричать

 

Почему-то считается, что ребе­нок хрупок не только телесно, но и эмоционально. Как и любому из нас, ребенку также вредно жить в атмосфере "постоянно бушующих бурь". Но и ограждать отпрыска от любых стрессов — не лучшая роди­тельская стратегия. Малышу важно сталкиваться со всем спектром че­ловеческих эмоций, в том числе и с теми, которые считаются "негатив­ными": с гневом, грустью, обидой, болью разочарования, горем потери. В детстве при поддержке любя­щих родителей пережить их будет гораздо проще, а опыт обращения с этими эмоциями останется и по­может ребенку справляться с ними в дальнейшем.

 

А еще родителям важно давать себе право на адекватное проявле­ние эмоций, тогда ребенок сможет перенять эту модель. Кричать, если вы очень злитесь — это естествен­но. Важно только понимать, что при этом разозлившийся ребенок имеет такое же право на крик.

 

Миф 7. Бывают плохие родители и хорошие

 

Если глазами инопланетянина посмотреть на то, как живут дети и их родители, то порой может ка­заться, что они ненавидят друг дру­га или, во всяком случае, плохо пе­реносят взаимное существование. Они постоянно приносят друг дру­гу неприятности и разочарования, лгут, часто раздражаются и наме­ренно делают жизнь друг друга со­вершенно невыносимой.

 

Инопланетянину пришлось бы долго объяснять, что на самом деле, это — любовь. Что на самом деле они любят друг друга, как умеют, и вообще ста­раются все делать "как лучше". Что у этих родителей когда-то тоже были родители, которые тоже их воспитывали и тоже любили и старались. Что многие дети ни за какие сокровища мира не поменяли бы своих пап и мам на каких-то других. Что плохих родителей нет, есть тревожные, запутав­шиеся, волнующиеся, любящие, ошибающиеся. Но плохих нет. Это миф, возникающий в головах тех, кто, неодобрительно смотрит вслед молодой растерянной мамаше и точно знает, как надо воспитывать ее уникального и неповторимого ребенка.

 

На самом деле, дети мудры, талантливы и способны вырасти счастливыми.

 

Дети пришли в это мир не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям и воплощать наши желания, а для того, чтобы реализовать свои. Все они хотят совершить свои ошибки и прожить свою жизнь. Родители любят своих детей так, как умеют, но им часто кажется, что этого мало и вместо того, чтобы продолжать любить, они начинают их воспитывать.

Васильев Василий
5 полезных привычек материнства 5 полезных привычек материнства Материнство
Стать мамой – это как поступить в университет, каждый день вам придется учиться чему-то новому. Но эти пять привычек вы приобретете быстрее всего, буквально в первую же неделю.
Игры для увлекательной прогулки Игры для увлекательной прогулки Воспитание
Развивающие прогулки для детей — отличный способ познать окружающий мир, развивать свои основные движения, мелкую моторику, речь. Прогулка должна быть максимально насыщенной, но не утомляющей.